Профессиональные стандарты Профессиональный стандарт педагога – основополагающий документ, содержащий совокупность личностных и профессиональных компетенций учителя. На основе нормативного акта будет проводиться аттестация педагогов с присвоением квалификационной категории. Также его нормы будут учитываться при приеме на работу в образовательные организации, во время создания должностных инструкций и при формировании норм оплаты труда. Профстандарт детализирует конкретные знания и умения, которыми нужно владеть педагогическому работнику, а также подробно описывает его трудовые действия. Они разделены по модулям, соответствующим различным предметным областям. Квалификация работника – это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. Структура профстандарта для педагогов За основу профстандарта взята система педагогической деятельности, включающая обучение, воспитание и развитие. Первые два раздела вполне понятно и объективно отражают требования к учителю, который на высоком уровне должен знать свой предмет и обязан владеть методическими техниками и приемами для того, чтобы донести его содержание до каждого ученика. Более сложным для понимания профессиональным педагогическим сообществом выглядит раздел развитие, ставящий педагога в ситуацию, когда вместе с узкими специалистами — логопедом, школьным психологом он должен выявлять и решать возникшие проблемы учащихся, круг которых очень широк. Ситуацию осложняют суровые реалии, связанные с массовым сокращением школьных врачей, психологов, дефектологов по причине оптимизации штатного расписания с целью изыскания дополнительных средств для увеличения зарплат учителей. Для чего нужен профессиональный стандарт педагога? Авторы документа надеются, что он сумеет повысить интерес и увеличить ответственность учителей за результаты педагогической деятельности. Изменятся принципы обучения и переподготовки кадров для приведения данной процедуры в соответствии с требованиями профстандарта. Профстандарты будут применяться в качестве: 1. Независимого измерителя уровня квалификации педагогических работников. 2. Средства реализации стратегии развития образовательной среды. 3. Инструмента роста качества российского образования. 4. Фундаментальной основы трудовых соглашений между руководством образовательного учреждения и педагогами. 5. Механизма рекрутирования педагогических кадров для работы в образовательных организациях. Профстандарты включают пять видов квалификации. Каждый из них предъявляет особые требования к компетенции учителя, выдвигаемые на основе характера сложности и результативности решения поставленных задач. В документе изложены десятки профессиональных компетенций, адресованных педагогическим кадрам. К примеру, для проведения полноценной воспитательной работы учитель обязан овладеть 18 умениями и навыками, а для полноценного развития ученика даже двадцатью. Сами разработчики называют этот перечень ориентиром, на основании которого учреждение образования планирует выстраивать собственную траекторию деятельности исходя из своих особенностей и поставленных задач. При этом педагогам отводится роль своеобразных социальных терапевтов, призванных диагностировать наличие психолого-педагогических проблем.Хочу такой сайт В профстандарте уделяется пристальное внимание работе учителей по выполнению программ инклюзивного образования, а также поддержке одаренных и социально уязвимых обучающихся. Красной нитью проходит обладание ИКТ-компетентностью, которая дифференцируется на три уровня: 1. Общепользовательская. 2. Общепедагогическая. 3. Предметно-педагогическая. Новые компетенции педагога: · Работа с одаренными учащимися. · Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования. · Преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным. · Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии. · Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении. Цель применения · Определять необходимую квалификацию педагога, которая влияет на результаты обучения, воспитания и развития ребенка. · Обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда. · Обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях. · Содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования. Профессиональный стандарт педагога содержит 4 раздела: 1. Общие сведения. 2. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности). 3. Характеристика обобщенных трудовых функций. 4. Сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта. Содержание профстандарта педагога отражает: · обучение; · воспитательную работу; · развитие (личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности); · профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы в начальной школе; · профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования; · профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы учителя в основной и средней школе; · профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы учителя русского языка; · профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы учителя математики. Перечень профессиональных стандартов 01 Образование и наука При применении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" см. Письмо Минпросвещения России от 28.03.2019 N ТС-817/08, Письмо Минобрнауки России от 12.02.2016 N 09-ПГ-МОН-814. 01.001 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н 01.002 Педагог-психолог (психолог в сфере образования) Приказ Минтруда России от 24.07.2015 N 514н 01.003 Педагог дополнительного образования детей и взрослых Внимание! Стандарт утрачивает силу с 01.09.2022 в связи с изданием Приказа Минтруда России от 22.09.2021 N 652н Приказ Минтруда России от 05.05.2018 N 298н Педагог дополнительного образования детей и взрослых Внимание! Документ вступает в силу с 01.09.2022 и действует до 01.09.2028 Приказ Минтруда России от 22.09.2021 N 652н 01.005 Специалист в области воспитания Приказ Минтруда России от 10.01.2017 N 10н 01.006 Мастер производственного обучения вождению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий Приказ Минтруда России от 28.09.2018 N 603н 01.007 Специалист, участвующий в организации деятельности детского коллектива (вожатый) Приказ Минтруда России от 25.12.2018 N 840н 01.008 Руководитель научной организации Внимание! Стандарт действует до 01.09.2027 Приказ Минтруда России от 10.03.2021 N 117н 01.009 Научный руководитель научной организации Внимание! Стандарт действует до 01.09.2027 Приказ Минтруда России от 10.03.2021 N 118н 01.010 Руководитель образовательной организации высшего образования Внимание! Стандарт действует до 01.09.2027 Приказ Минтруда России от 10.03.2021 N 116н 01.011 Руководитель образовательной организации (управление дошкольной образовательной организацией и общеобразовательной организацией) Приказ Минтруда России от 19.04.2021 N 250н 01.012 Социолог: специалист по фундаментальным и прикладным социологическим исследованиям Внимание! Стандарт вступает в силу с 01.03.2022 и действует до 01.03.2028 Приказ Минтруда России от 21.10.2021.